Берегись дракона

Православие и восточные единоборства: несовместимость или недопонимание?

В наши дни у молодежи появилось множество непонятных увлечений. Открылась еще одна глава бесконечной драмы "Отцы и дети". Для нас осложненной тем, что год, десять, двадцать назад придя в Церковь, мы не можем охватить все реалии современного мира и разобраться, где они действительно враждебны Православию, а где их несовместимость - лишь видимая.

Говорят, правильно заданный вопрос содержит в себе половину ответа. Поэтому первым делом давайте попытаемся понять, что именно смущает в увлечении восточными единоборствами. Мне кажется, главные сомнения вызваны следующим:

1. Эти занятия с их "ударами на расстоянии" - сродни оккультизму.

2. Это детища чуждой нам, неправославной культуры.

3. Нужно ли православному заниматься любым военным искусством!?

4. Нужно ли православному заниматься спортом!?

Игры с энергиями и медитацией действительно нехороши для христианина, но ведь восточные единоборства к ним не сводятся. Можно без труда найти стиль и группу, где вам даже не предложат заниматься чем-то подобным.

Каждый же из следующих вопросов вполне может потянуть на отдельную статью. Меня все они всерьез беспокоили - и не только в связи с единоборствами. Попробую поделиться тем, что, как мне кажется, я сумела понять за прошедшие десять лет.

 

Каждая культура (может быть, исключая ветхозаветную иудейскую) изначально неправославна. Но каждая содержит воспоминания о забытой Истине и каждая может быть освещена Христианством. Освещена вместе со своим языком, искусством, воинством. Ведь нашим предкам не пришлось забывать свою культуру и перенимать греческую. А грекам - иудейскую.
Другое дело - нужно ли нам вообще заимствовать частицы чужой традиции? Этот вопрос не связан впрямую с Православием, которое все-таки основной упор делает на Небесном Отечестве. Если человек - из миссионерских ли побуждений или просто из любви к чужому народу -  станет его частью (как стали частью России, скажем, предки Пушкина), само по себе это не отделит его от Церкви. И, тем не менее, это вопрос важный и болезненный.

Культур замкнутых сами в себе не существовало практически никогда. Культуры взаимодействовали и, при нормальном ходе вещей, обогащали друг друга. Люди рассматривали и пробовали понравившееся им. Многое не приживалось, но многое "переваривалось" и становилось частью культуры. Кто сейчас вспоминает, что русская матрешка родом из Китая?
В наше время, мы можем видеть традиции народов, живущих на другом конце земли, лучше, чем наши предки видели обычаи ближайших соседей. Поэтому и пробуют чужого гораздо больше. Само по себе русскую культуру это убить не может. Как не смогут спасти ее простые запреты.

Для меня путь к русской традиции лежит через Церковь, через русских святых, сохранивших ее в Вечности. И, если мы не отвратим людей от Православия, если не внушим им, что со своими странными интересами они ему не нужны, то в церковной ограде обрусеют и восточные драконы.

И все же - почему именно восточные? Чем привлекают азиатские единоборства?

Мне кажется, не в последнюю очередь многообразием своих возможностей. Вы хотите научиться защищать себя и других? Вы хотите приобрести грациозность и гибкость, но вам скучно заниматься гимнастикой? Вы хотите овладеть "журавлиным танцем"? Вы хотите участвовать в соревнованиях? Вы просто хотите подправить здоровье, занимаясь красивой зарядкой? - все это, в любых комбинациях, вы найдете в той или иной группе, занимающейся восточными единоборствами. И здесь, конечно, не избежать двух последних вопросов из моего списка.

Зачем православному спорт? Не является ли он "культом тела"?

Не будем сейчас говорить о спортсменах-профессионалах - хотя и там все не так просто и однозначно. Но та или иная зарядка для современного человека, ведущего сидячий образ жизни, это не культ, это почти такой же уход за телом, как здоровое питание, чистка зубов и одевание по сезону. Вы же будете лечить остеохондроз и прочие "дары цивилизации"? А тогда что плохого в том, чтобы принять профилактические меры?

К чему православному воинское искусство?

Как известно о полном непротивлении, о роспуске армии и невозможности физической защиты слабого, говорили только сектанты. Святые напротив отмечали, что заповедь не убий, мы нарушаем, когда позволяем совершиться убийству. А значит, любой человек (тем паче - мужчина) должен быть готов встать на защиту своего ближнего. Более того, Церковь не запрещает и самозащиту. Если ты готов, подобно Серафимы Саровскому, принять смерть или увечья от рук обидчиков - прими со смирением. Если нет - защищайся, Церковь не осудит тебя.

А раз так, раз мы не только можем, иной раз мы должны защищать - почему не учиться это делать, как учились и наши предки? Потому что человек начнет пускать кулаки в ход слишком часто? Но опыт показывает, что ученики хорошего мастера гораздо реже ввязываются в драку, чем их ровесники. Им не нужно доказывать, что они что-то могут. Им легче разобраться, когда есть и когда нет необходимости применять свои умения. Им проще вовремя остановиться.

Говорят, боевые искусства разовьют в человеке гордость и ненависть. Гордость, увы, в человеке развивает все. Можно гордиться тем, что ты сильный, можно тем, что ты, зато, умный, а можно и тем, что ты - праведный. Точно так же и ненависть может разгораться под маской смирения, разгораться тем сильнее, чем острее человек чувствует свое бессилие. Т.е., как ни крути, нам по любому придется бороться с этими страстями.

Говоря об увлечении восточными единоборствами, нельзя не помянуть одних из главных "разносчиков болезни" - фильмы.
К сожалению, у нас они в основном представлены далеко не лучшими голливудскими и гонконгскими боевиками, чей убогий сюжет, кажется, нужен только для того, чтобы связать одну сцену мордобития с другой. Но не стоит думать, что эти фильмы - все, что существует в мире. Даже Голливуд может порадовать нас "Последним самураем", с его нелицеприятным отношением к американской цивилизации. Множество глубоких и красивых фильмов представляет нам континентальный Китай. Но особо отметить мне бы хотелось корейский кинематограф. На мой взгляд, это очень близкое России искусство. Целомудренное, восхищающееся красотой мира и людей, трагичное из-за их хрупкости и несовершенства. Здесь бой не романтизируется, не прячется его грязь, боль и ужас. Но ими и не упиваются. Бой в этих фильмах - суровая необходимость. Возможность сохранить самое дорогое на земле - Родину, любимых людей... При этом враг - не просто злодей, уничтожив которого можно вздохнуть с облегчением. Это человек со своим сложным внутренним миром, со своей правдой, своими ошибками. Иногда он и герой просто воюют на разных сторонах - тогда образ противника заставляет нас глубже почувствовать всю чудовищность войны. Иногда это действительно преступник, которого необходимо остановить. И тогда фильм подводит нас к тому, чтобы ненавидеть преступление и жалеть, любить самого человека, который - мы видим! - мог бы избрать иной путь. Очень правильный, по истине христианский взгляд на вещи, не правда ли?

Ксения Хмельницкая. "Отчий Светильник" № 7 (77), сентябрь 2006 г.