Чжонъ Ду-хонъ

Профессия - Каскадер

Статья из газеты "Российские Корейцы". Май 2007.
Авторское название: "Самый лучший каскадер"

Г-н Чонг Ду-Хонг южнокорейский актер, каскадер и постановщик боев. Его имя можно встретить в титрах огромного количества экшн-фильмов снятых за последние семнадцать лет.

Он родился в 1966 г. в чунъчонской деревне, в большой и очень бедной семье. Младший ребенок, слабый и болезненный. Его сверстники мечтали поступать в институт,  строить блестящее будущее. Уже было видно, что обещания президента Пак Чонг-Хи - не пустой звук. Но Чонг отец еле-еле оплачивал обучение сына в школе. На еду денег часто не хватало. "Ты ничего не сможешь. Никуда не будешь поступать. Я и из школы тебя заберу".

Трудно сказать, как сложилась бы жизнь мальчика, если бы в их краях не начали преподавать тхэквондо. Ду-Хонг тогда ходил уже в старшую школу. Конечно, не могло быть и речи о том, чтобы платить за занятия с преподавателем, но мастера разрешили посещать зал. Усердие юноши обратило на себя внимание мастера Ли Гак-Су, и он взял Ду-Хонга в ученики. "Это самый главный человек для меня. Без него бы ничего не было. Даже в институт я поступил на его деньги".

Учеба на кафедре боевых искусств, победы на соревнованиях, выступления заграницей в команде хапкидо... Мог ли сын бедняка надеяться на такой успех? Окрыленный, он начинает мечтать о чем-то большем. О том, чтобы оставить свой след в жизни. О приключениях, подвигах... Где их искать в наши дни? Чонг Ду-Хонг постепенно увлекается кино. Тайком от Ли Гак-Су он делает попытку пойти путем Брюса Ли.

В мире кино

Одна из особенностей корейского кинематографа - отсутствие настоящих экшн-актеров. "У нас есть артисты, которые играют в экшн-фильмах, но их нельзя назвать экшн-актерами, вроде Джета Ли или Джеки Чана. А Чонг Ду-Хонга можно. Он мог бы иметь успех у западного зрителя," - отвечает режиссер Ким Сунг-Су ("Musa", "Restless") на мой вопрос, почему г-ну Чонгу до сих пор почти не предлагают ролей.

В те же годы молодой боец привлекал внимание режиссеров только как каскадер. А каскадеры в общественном мнении были людьми "второсортными".

Исполнение мечты - главная роль в фильме!

Другой бы на его месте вернулся туда, где его ценили, но г-н Чонг остался. "Было очень тяжело", - описал он по моей просьбе начало работы, - "Нас не то что за артистов, нас за людей не считали. И я решил стать самым лучшим каскадером, на которого люди не смогут смотреть сверху вниз".

Всего через два года после участия в первом фильме ("Son of the General" Им Квон-Тхэка), г-н Чонг становится постановщиком трюков. Вокруг него начинают собираться другие каскадеры. Так рождается SAS - Сеульская Экшн Школа. Все 15 лет ее существования г-н Чонг добивается для своих подопечных хоть каких-то прав, какой-то страховки. До сих пор очень небольших. Но сегодня юные каскадеры с гордостью говорят о своей профессии. Слова же их наставника по-прежнему полны горечи: "Многие уходят. Один потому что ему не хватает денег на нормальное питание, и он заболевает. Другой - очень талантливый каскадер - несколько раз разбивает один и тот же сустав, и врач говорит: при повторе травмы - не сможешь двигаться... Кто-то погиб... Я всегда чувствую вину перед всеми ними".

"Люди считают, что я сильный человек, но на самом деле мое тело испорчено. Спина, ноги, суставы... Когда играю или исполняю трюки, я вначале делаю укол, чтобы размягчить мышцы. Врач не понимает, как я могу заниматься. Но в этом моя жизнь"...

"Монгол"

Год назад мы писали об участии г-на Чонга в фильме "Монгол" С. Бодрова. К сожалению, этот контракт был расторгнут.
Работа над "Монголом" растянулись на два года, и когда г-ну Чонгу назвали даты дополнительных съемок, они оказались у него заняты другим проектом. "Очень жаль. Мы подготовили для фильма много уникальных трюков. У меня нет обиды на русских. С Бодровым у нас были хорошие отношения".

Удалось мне связаться и с киногруппой "Монгола". Продюсер Антон Мельник согласился описать свои впечатления от недолгой работы с г-ном Чонгом.

"Мы знали, что он ставил трюки в "Musa". Это тоже кони, тоже средние века. Большая боевая картина, масовочные битвы. Пример того, что нужно было нам.

При встрече стало понятно, что у Чонг Ду-Хонга и Бодрова совпало мнение об основной задаче боя. Они оба хотят видеть не бессмысленную драку, но драку со своим сюжетом, со своими целями у каждого из главных героев. Допустим, наш первый бой, когда Чингисхан спасает свою супругу. У него нет цели просто всех вокруг направо и налево уничтожать. У него одна задача - убить тех, кто стоит на пути к супруге.

Бодрову и Чонг Ду-Хонгу нужно не просто десять наборов трюков - перебросить через плечо, проткнуть так, проткнуть сяк... Им важно понять философию, музыку боя, его темп, его отличия от других боев.  Так что мы нацеливались на создание каждой сцены, как отдельного произведения искусства.

Чонг Ду-Хонг подходит к работе очень осмысленно, очень творчески. Если создать фильм из боев, то Чонг будет выступать его режиссером. Он старается делать свой уникальный стиль, со своими трюками, движениями, пластикой, которые тоже выражают его философию.

С ним очень приятно работать. До этого мы работали с гонконгским постановщиком Ники Ли. Там совсем другой стиль. Как у Джеки Чана. Драка в виде комикса. А у Чонг Ду-Хонга - реализм, как и в нашем кино".

Начало сотрудничества?

Конечно, жаль, что работа в "Монголе" не сложилась. Но сейчас г-н Чонг ведет переговоры с русскими каскадерами-конниками о совместных съемках в Китае. А Пак Хёк-Су (актер из ГИТИСа, о котором мы рассказывали в одном из последних номеров) пишет сценарий о приключения в Москве южнокорейцев. По предварительной договоренности г-н Чонг будет играть и ставить бои в этом фильме.

Ксения Хмельницкая. Газета "Российские Корейцы". Май 2007.