Пак ХёкСу

- русский южно-кореец

В краткая версия интервью была напечатана в газете "Российские Корейцы" в феврале 2007.

В России народ веселый

Пак Хёк-су или, как его называют в Москве, Су - южнокорейский актер, певец, каскадер,  постановщик трюков и преподаватель пластики движений. Су прекрасно говорит по-русски. Он пять лет  живет в Москве, учится и преподает  в ГИТИСе, участвует в съемках фильмов.

"Дневной Дозор", "Милосердный", сериалы "Полиция Хоккайдо", "Желтый Дракон", "Эксперты" (серия "Тайский массаж"), "Проклятие платинум"  - вот краткий список фильмов из его фильмографии.

- Су, расскажи, пожалуйста, о себе, как ты попал в Россию, как появилась сама мысль - поехать?

- Давай начнем с того, как я решил поступить в театральный. Я ведь никогда не хотел быть актером. Я окончил инженерный институт. Но я пел. Я не был особо известным, но я выпустил CD, выступал, пел в мюзиклах...

- Здорово! А в каком стиле ты пел?..

- Рок, попса…

Однажды мне сказали, что если поступить в актерский институт, то можно будет продолжать работать в мюзиклах или на телевидении - и за это получить диплом.

- Не учась?

- Да. Люди считают, что театральный институт это не наука и поэтому там не надо учиться. Я подумал, что это хорошая идея. И пошел в театральный. Все готовились, учили монологи, а я... Там было написано "свободная игра".. Имелось в виду, что ты берешь монолог из какой-либо пьесы.. Но я подумал, что это означает, что я могу сам что-то сочинить. И накануне экзамена я придумал для себя сцену. А потом встретился с друзьями, мы выпили... Утром уже невозможно было вспомнить текст. Но сюжет я знал, так что я с импровизировал. И поступил! И решил, что это действительно очень легко - ничего не готовишь, но все получается. А потом начались занятия по актерскому мастерству. Педагог ругается...

- "Вы откуда взялись?", да?

- (смеется) Мне стыдно. Я старше других лет на 5, я уже окончил институт, а мне каждый раз говорят, что все вообще плохо.. А я не вижу, что плохо. Я решил, что это просто учебный процесс, что педагоги так привыкли... А потом мы в первый раз поставили спектакль. У нас было мало студентов и совсем мало мужчин, так что я получил главную роль..

- А что был за спектакль?

- Шекспир. "Много шума из ничего".

У меня большой текст, монологи.. Мой герой, Антонио, мужчина лет пятидесяти. А мне тогда было 26... Как я могу играть такого? Мы пригласили поставить этот спектакль одного известного в Корее режиссера... Тогда я узнал, что я не могу стоять, не могу ходить, говорить...

- Это режиссер сказал?

- Нет, он просто так смотрел на меня как... На меня никогда так не смотрели. И я тогда понял, что мне неудобно стоять, не удобно говорить... Но я очень старался и, когда закончился спектакль и зрители захлопали.. Ну, там были наши друзья, семьи... Они кричали и хлопали, так что я подумал: вот как я хорошо играю... Еще я плакал.. Я легко могу заплакать на сцене... Это ерунда, но тогда я думал, что: "о! это у меня такая техника хорошая!" А потом я посмотрел запись спектакля и увидел, что там ничего не понятно... Ходил, плакал... А почему плакал? Непонятно! А как ходил! Какие там 50 лет!..
Мне было стыдно, и я бросил работу певцом. Я тогда уже неплохо зарабатывал, но я все бросил.  Я начал читать, ходить на занятия... В нашем институте было мало практики... Это вообще проблема корейского театра... И я ходил на занятия еще в другой институт.

У нас был педагог, который окончил ГИТИС. Мы с ним занимались как ненормальные с утра до ночи.. В шесть уже все уходят домой, а мы с ним занимаемся до двенадцати, а потом ложимся прямо в аудитории...
Я хотел после института ехать учиться во Францию. Там очень хорошее сценическое движение. Могу сказать – лучше чем в России, но...

Наш институт пригласил двух русских педагогов из ГИТИСа. По актерскому мастерству и сценической пластике. На занятие Марина Анатольевна дает упражнение – кувырок... И подчеркивает один момент: невозможно просто кувыркаться. Партнер тебе дает импульс, и через это ты кувыркаешься. И тогда я вдруг понял: вот оно!
В Корее много актеров занимается балетом или гимнастикой... Но это не связано с их актерским мастерством, это не живое... Они хорошо станцуют, вернутся обратно в роль, и продолжат спектакль. А это неправильно. Я понял это через тот кувырок...

- Т.е. получается, ты кувыркаешься не просто, как кувыркаешься на спортивной тренировке, а как твой персонаж в этот момент?..

- Да. Это театральное действие.

После этого Марина Анатольевна пригласила меня в ГИТИС, и я решил поехать.

- Потому что во Франции так не преподают?

- Там другой театр, не драматический. Другое мастерство.. Вроде пантомимы..

В ГИТИСе не принимают иностранцев на кафедру сценической пластики, но я договорился с Николаем Васильевичем Карповым, заведующим кафедрой, и он обещал взять меня к себе. Но я не смог сразу приехать. У меня брат бизнесмен и его тогда обманули знакомые.. Он потерял 100 тыс. долларов... Мне не на что было поехать, и я приехал только через год. И еще год учил русский язык на подготовительном факультете... Когда я пришел в ГИТИС у Карпова было уже 2 аспиранта, так что он не мог меня взять. Он попросил Айдара Закирова, но Айдар не согласился. И тогда я стал ходить заниматься со студентами. Мне все говорили, что это бесполезно, что я только зря трачу время, что они никогда не возьмут... Но я ходил. Ходил на 4 факультета... 

- Ты на всех 4-х учился?!

- Нет, я просто ходил на все занятия по сценическому движению - на все факультеты и со всеми курсами.. Это был такой ужас... Утром я шел в ГИТИС на Арбат, потом сразу бежал на факультет эстрады на Таганке, потом опять на Арбат... Закончишь в 11 часов, уберешь маты, комнату, помоешь посуду... Домой приходишь - уже двенадцать, но надо еще читать, потому что нужно писать диссертацию, готовиться к экзамену... Зато через 3 месяца Айдар подошел и сказал, что берет меня...
Недавно мой друг спросил можно ли поступить к нам на кафедру. Я решил, что раз я учусь, то – можно. Подошел к Айдару, спрашиваю. А он мне говорит: "Но, Су, ты же знаешь, что мы не берем иностранцев".. Я говорю: "А я что – русский?". Он: "Да, ты русский"... Как мне было это другу объяснять?! (смеется)

на съемкахКогда Айдар узнал, что я владею боевыми искусствами, он стал давать мне работу вначале на телевидении, а потом и в кино. Первый раз мы с ним поехали на Геленджик. Там снимались "Грозовые ворота". Я тогда еще русский знал плохо... Они говорят: "Будет взрыв, ты бежишь туда и тогда-то падаешь.. Понял?" Я: "Понял!". А сам думаю: "Что такое "взрыв""? Но что мне нужно сделать я понял. Потом взрыв, я падаю.. "Ага, ясно, что это такое"... (смеется)

Потом мы с Айдаром случайно встретили режиссера Александра Наумова. Он спросил: "Айдар, мне для "Милосердного" нужен восточный актер...". И Айдар показал на меня.

Пробы были 28 марта. 27 - день театра. Что мы делаем? Мы пьем за день театра. А 28 марта - мой день рождения. Так что с утра мы продолжаем... Я вначале отказывался, а мне говорят: "ну, давай 50 грамм"... И потом надо идти на пробу.. И я пошел и сыграл...

- Мастерство не пропьешь...

- Режиссер потом долго думал и наконец сказал: "Мы тебя берем, только обещай - до конца съемки ты не пьешь!" (смеется)
А потом меня пригласили в "Тайский массаж". Все хорошо, но у меня в это время "Желтый дракон", "Милосердный" и еще "Полиция Хоккайдо"... Но все равно нельзя отказать... Но и у них всегда проблемы, с деньгами, с актерами... Так "Милосердный" начался только когда "Желтый дракон" закончился... Потом я уехал в Японию на съемки "Полиции Хоккайдо". Я думал, "Тайский массаж" закончился, пока я снимался, а оказалось - еще и не начался. Так что я успел и туда.
Приехал, а там нет постановщика боев. Они просто вызвали спортсменов, которые занимаются настоящим боем... С ума сойти!.. Я сам, когда приехал в Москву, не знал, как драться на съемках. Я прекрасно знал, как по-настоящему ударить человека. Но ведь это совсем другой бой!.. Так что мне пришлось там поработать и постановщиком... А когда есть время еще надо в институт ходить, проводить занятия…

- Ах, ну да...

- Потом к осени сезон съемок закончился, и было даже непонятно что делать... Хотелось куда-то ехать... (смеется)

- Су, ты можешь сравнить корейское и российское театральное и киноискусство?..

- В Корее нет определенной системы, какие сложились в европейских театрах. Но есть множество людей, которые учились в Америки, во Франции, в России.. Современный театр в Корее - как маленький мир, там есть все.

- Все школы?

- Да. Для студента это тяжело. Но для зрителя это хорошо, потому что он может ходить на спектакли разных школ.

Что в российском театре хорошо это системы образования и наши звезды. Станиславский, Попов... Они остались с нами через книги и через людей, сохранивших и развивших их идеи... Это поразительные люди, таких высот мне никогда не достичь...
В России есть очень хорошие спектакли, но остальные.. Они хуже, чем то, что ставят студенты!

- Можешь назвать хорошие?

- На мой взгляд, это спектакли группы "Дерево" из Питера...

А кино... В России много хороших актеров. Но если в кино обычно приглашают хороших, то в сериалы... Это ужас. Режиссеры часто берут только типаж.. Это люди вообще не актеры. Они ничего не умеют. Я сам сериалы почти не смотрю, хотя в них снимаюсь.

Правда, в Корее та же проблема. Там считается, что главные герои должны быть красивыми.  Неважно талантливые они или нет. И в Корее еще нет системы... В России все знают систему Станиславского. Некоторые ее не любят, но все знают. А у корейских режиссеров у каждого своя система. Поэтому для одного режиссера я очень хороший актер, а другого - очень плохой.
И еще вопрос с деньгами. Конечно, главное это работа актеров и режиссеров, но все равно кино это еще техника и деньги. В России сейчас нет денег на фильмы. Только недавно стали появляться такие дорогие проекты как "Ночной Дозор"... "Полицию Хоккайдо" мы снимали в Японии - кажется, это дорогой сериал, но.. Там нет даже пиротехники. Стреляешь из игрушки, с такими серьезным лицом..(смеется)

В корейских фильмах и стреляют, и летают, и пробивают...  Может быть фильм и фигня, но они все делают, потому что денег достаточно. Недавно в Корее вышел фильм "Мужчина король"  - его 10 миллионов зрителей смотрели! А если в Корее успех, то фильм можно продавать в Японию, в Китай.. В России это не так.. Вроде большая страна, а сколько людей ходит в кинотеатры?
Сейчас людям нелегко жить. Они постоянно думают о работе, о том, как найти  деньги, о том, чем завтра платить... Им нужно время для отдыха, без этого жизнь будет совсем тяжелой..

Время изменилось. Современный зритель часто ходит в театр и не понимает, что хотел сказать режиссер. Но все равно ходит, как ходит в японский ресторан - он не знает вкусные ли это суши, он идет ради атмосферы. И это надо учитывать.

В России очень хорошие актеры, режиссеры. В России есть сила литературы, и народ хороший, творческий. Можно снимать прекрасное кино, но надо понимать время.

- Т.е. делать фильмы чуть легче?Я и Су в Сеуле

- Да, чтобы можно было смотреть и отдыхать, улыбаться...

Я в был в Америке, в Японии, Монголии, Италии... Огромная разница с Москвой. Там люди на улице улыбаются, а в России - нет. Хотя народ - веселый. Я думаю, самый веселый народ - это русские. Но сегодня на улице они не улыбаются.
Когда я первый раз приехал в Москву я был поражен: люди так агрессивно смотрели, кричали... Берешь такси - пытаются обмануть.. Дорога стоит 500 рублей. Я по-английски спросил, мне: 100 долларов. Я спросил по-русски - 50 долларов. Я начинаю материться - тогда 500...

Что нужно для них? Какое кино?

Снимать кино, это ведь не тоже самое, что продукты продавать. Искусство должно что-то вернуть зрителям. Не только, чтобы зритель мог посмеяться - как у американцев...

Я думаю, хорошо снимать исторические фильмы. Современное время тяжелое, а похожая ситуация, но в другой стране или в другое время - это можно смотреть...

Сейчас в России фильмов снимается очень мало. Зато снимается огромное количество сериалов. Ведь телевидение деньги на сериал дает сразу. Они эти деньги рекламой собирают. А фильм еще должен окупиться. Вдруг фильм посмотрят только 2 человека? С сериалом можно об этом не думать. По телевизору люди будут смотреть, даже если будут говорить: ой, не интересно..

Сколько людей могут жить без телевизора? Старые люди они одни, им тяжело. У всех свои дела, все приходят домой поздно. Дети гуляют, взрослые работают...  И тогда можно просто смотреть телевизор.. Поэтому надо делать хорошие интересные и не тяжелые сериалы. У России большая история, так почему не снимать исторические сериалы?

- Какие русские фильмы тебе нравятся?

- Старые. "Москва слезам не верит", "Сибирский цирюльник"... Хотя там показали голодное тяжелое время, но там показали и веселое... Время показали, и народ показали.. Такое мне интересно..

Первый русский фильм, который я видел еще в Корее "Броненосец Потемкин". В фильме есть хорошие моменты, мизансцены, но все равно иностранцу этот фильм трудно понять.. Когда я узнал русскую историю, тогда, конечно, стало понятно...

Русское кино часто делается только для себя. А в России сейчас большинство людей живет бедно. Я никогда не встречался с теми, кто живет богато. Так кто будет ходить в кино? Это вопрос. Надо снимать кино, которое будут смотреть не только в России, чтобы продавать. Здесь маленький рынок, хотя страна большая, поэтому надо продавать в Европу.. Я не люблю Америку, но все же надо делать как они.. Макдональс, кока-кола - это даже культурой нельзя назвать, но ведь все знают... Голливудские фильмы это вообще фигня, но все люди знают, что делают голливудские звезды, сколько раз они кушали и какую виллу купили. Они какие-то особые люди? Нет, просто Америка так делает и получает огромные деньги…

Для меня Россия не чужая страна. Я здесь живу, работаю, здесь у меня друзья. На мой взгляд - иностранца  - России надо найти этот путь. Потому что даже сериалы можно снимать очень хорошо. Как в Японии или в Корее.. Ну в Корее иногда тоже фигню снимают.. Но есть и такие как исторический сериал "Дамо". И в России тоже можно такие снимать. Это дороже, но ведь телевидение столько денег получает через рекламу..

- А "Дамо" чем так хорош?

- Это исторический сериал, но он не просто передает атмосферу, время... События и отношения между людьми - такие же как сейчас. Зритель может переживать вместе с актерами. Он не только про любовь. А главное: он не очень длинный (смеется). В настоящее время люди не могут тратить на сериалы много времени. Короткий, но эффективный.

В России история огромная. И русскую литературу все люди считают самой лучшей. А сериалы... Я сценарии читал, это - не литература.

В Корее денег много и зрителей достаточно, но в Корее актеров мало. Поэтому каждый актер играет во множестве сериалах и фильмах и часто даже в главной роли. В России режиссеру можно выбирать. А в Корее режиссер, может, не хочет с этим актером работать, но он звезда и продюсер только за него платить будет... Это большая проблема...

Но в Корее есть много хороших сериалов, особенно исторических. "Дэ Джан Гум", "Джу Мон"...

- Корейские сериалы у нас достать трудно, может быть ты порекомендуешь несколько  фильмов?

- "Мужчина король", как я уже говорил. Еще "Оазис"...

- О, да. Его несколько раз показывали в России по телевизору...

- Главная актриса 3 года жила с людьми больными, как ее героиня, церебральным параличом... Многие считают, что таких людей надо убивать.. Мы их не хотим видеть.. А в этом фильме через странного парня и больную девушку нам показали, как надо жить.. И что тот, кто-то ничего не делал, тоже виноват.. Это не только проблема Кореи.. В России тоже самое.. В метро упал человек, он умирает.. И половина людей даже не смотрит, просто проходит мимо. Процентов тридцать раз взглянут и проходят... И я не видел ни одного человека, который бы  подошел.. А потом милиция приехала и они убрали этого человека, как мусор.. Это что? Если люди знакомые - совсем по другому...Вот, недавно на занятиях я занозил палец, так все студенты подбежали: ой, давай я, давай я вытащу.. Но России я не видел современных фильмов такого плана..

Еще Ким Ки-док, его фильмы. Про них невозможно сказать - корейские. Это просто Ким Ки-доковские фильмы, но мне нравятся. У него есть свой мир. В Корее его мало смотрят. Он обижается, говорит, я больше не буду работать в Корее, с корейцами, но все равно...

- По-моему, он все же показывает именно Корею. Конечно, он очень своеобразен, но я бы не сказала, что он не корейский режиссер... А что еще?

- "38 параллель", он очень популярен в Корее - его тоже более 10 миллионов зрителей смотрело. И в Китае он очень популярен...

Ну, понятно какие фильмы мне нравится: когда есть реальная история и вымысел, и можно увидеть человека и жизнь.. Такие фильмы. Русские, корейские - не важно...

Беседу вела Ксения Хмельницкая.